Песня – душа народа!

Песенное творчество Урала многонационально по характеру, что обусловлено пестротой национального состава. Территории расселения народов на  Урале переплетены между собой, это способствует возникновению различных этнических контактов, проявляющихся и в музыкальном  фольклоре. Наиболее изучены и часто встречающиеся татаро - башкирские, коми - пермяцкие, удмуртские, русские музыкально - фольклорные традиции.

Коми - Пермяцкий музыкальный фольклор

Песенные жанры коми – это  трудовые, семейно-бытовые, лирические и детские песни, причитания и частушки. Бытуют и местные формы - ижевские трудовые песни-импровизации, севернокоми богатырский эпос, вымские и верхневычегодские эпические песни и баллады.

Распространено сольное и ансамблевое пение, обычно двух- или трехголосное.

Народные инструменты: 3-струнный сигудэк (смычковый и щипковый); брунган - 4- и 5-струнный ударный инструмент; духовые - чипсаны и пэляны (дудки, разновидность многоствольных флейт), этика пэлян (дудка с надрезанным одинарным бьющим язычком), сюмэд пэлян (берестяная дудка); ударные - тотшкэдчан (вид колотушки), сярган (трещотка), пастушеский барабан. Значительное место в быту занимают русские балалайки и гармошки. На национальных инструментах исполняются звукоподражательные пастушеские наигрыши, охотничьи сигналы, песенные и плясовые наигрыши в форме импровизаций или в куплетно-вариантной форме. В народной  практике, кроме сольной, существует и ансамблевая песенно-инструментальная музыка.